Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.
Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.
История бас-гитары
До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок.
Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных
недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной
музыки начала XX века.
К недостаткам контрабаса относят крупные размеры, большую массу,
вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых
порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.
Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта,
увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии
электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте,
лишенном недостаков контрабаса. В указанный период времени многие
фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по
созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались
коммерческим успехом.
Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы , а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году
и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной
деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.
В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн»
(Fender Precision Bass), разработанную им на основе его электрогитары
«Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал
популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим
стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на
долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году,
Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары — «Джаз
бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».
Некоторое время фирма «Фендер»
доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали
и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары —
выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Хофнер полуакустическая бас-гитара 500/1
(Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко
известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента
Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих электрогитар «СГ» и «Лес Пол».
С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.
Особенности
Основная область применения бас-гитары — современная популярная и
джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже
обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также
отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для
аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего
инструмента.
Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной, и настраивается по квартам
(то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже
предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с
настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже.
Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три
октавы — от Ми контроктавы до Ре первой октавы.
Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе,
что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические
гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио
и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.
В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет
следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью
получить более низкий диапазон звучания:
- Большие размеры
- Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары)
- Более толстые струны
- Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары)
Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара
и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной
гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической
гитары, а затем преобразование её в электрогитару.
Безладовая бас-гитара
Безладовые басы обладают особенным звуком,
потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к
дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа»,
напоминая звучание контрабаса.
Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато,
а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы
используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в
соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что
безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист металлист Стив ДиДжорджио.
Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.
Струны с плоской обмоткой(которые используются для контрабасов)
иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской
обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас гитар накладка
покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной,
увеличивает сустейн
и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть
линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только
отметки сбоку грифа.
Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти и
шестиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже
существуют, но обычно они делаются на заказ.
Техники игры на бас-гитаре
- Пиццикато — самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель
или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки.
Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и
среднего, еще безымянный и даже мизинец.
- Игра медиатором — довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной гитаре.
- Рэкинг
— игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых
использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.
- Хаммер-он — техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.
- Пулл-офф — техника, при которой звук возникает от резкого "дергания" струны левой рукой. Получается как бы "съезжание" с зажатого лада.
- Слайд — техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
- Слэп
— техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов:
быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны
снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop).
Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты
тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно
резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для
музыкального стиля фанк,
но также используется и во множестве других стилей, в основном в
качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример
музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского
бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили
Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).
- Тэппинг
— особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами.
При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о
лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя.
В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре
двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом
манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки,
разумеется, иная.
Варианты настройки бас-гитары
Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому
музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем
является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).
Другие строи:
- D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
- D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
- C# F# B E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
- C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.
Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и
мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:
- D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
- C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда.
- F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона.
- F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары
- B E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
- E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — альтернативная настройка для
пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой
струны "до" из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для
солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и
неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
- A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
Строй шестиструнной бас-гитары
- B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) — эталонный строй.
Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а
не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.
Другие модификации бас-гитар
- семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) - впервые появилась в 1987 году.
- восьмиструнная, десяти- и двеннадцатиструнная бас-гитары - каждая
из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару,
настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной
акустической гитере), что создаёт особый акустический эффект. На
двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три.
Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме
этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4
бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные
бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.
- Бас-гитара пикколо - как правило, шестиструнная бас-гитара,
настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более
короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для
пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от
электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего
бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой
бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи "One More Angel".
- кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники "теппинг", называемая стик.
На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине
и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя
по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками
одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии
одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один
из самых ярких исполнителей на этом инструменте - Тони Левин (King Crimson)
Другие варианты строя
В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez.
Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для
бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал
партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже
своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй
был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы
звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно,
бас звучит ещё на октаву ниже.
Фирмой Warwick
разработана модель 4хструнной бас-гитары "Vampyre Dark Lord", которая
выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#.
Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные
звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф
инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с
топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге,
которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре.
Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали
Warwick Black Label strings "Dark Lord" (40250DL): .085" (A), .105"
(E), .135" (B), .175" (F#).
|